Машины на фронтах 2-й мировой

Индустриализация в середине 1930-х годов в СССР тянулась общим ходом: СССР выпускал больше боевой техники, чем любая иная страна мира. К 22 июля 1941 года СССР имел множество боевых авто – 272 миллионов 600 единиц. Плюс к данному в первые же недели битвы из всенародного хозяйства было мобилизовано еще 160 миллионов 300 автомашин. Автомобильный парк германских войск, к тому же, содержал менее 150 миллионов автомашин.

Казавшееся большим превосходство было оперативно растеряно – в первые же дни битвы СССР растерял сотни миллионов автомашин. Все-таки, русским войскам удалось оправиться от этого потрясения и ответить противнику нападением.

Колеса для Катюши

17 июля 1941 года на боевом стрельбище под Столицей государственной делегации было продемонстрировано новое ружье – быстрые установки залпового огня БМ-13, которые позднее будут называться Катюша. Спустя 3 дня, 21 июля, вышел указ о стоковом создании этих агрегатов. До начала битвы в то же время оставались считанные часы.

Из-за этого оружию СССР удалось выиграть много схваток. Катюша ставилась на автошасси самых различных автомашин – танков, тракторов, авто. Но гусеничный автотранспорт имел определенные значимые дефекты – невысокую скорость и большой топливный расход. К тому же асфальт при перевозке изрядно уничтожался, вследствие этого для перевозки были нужны особые тягачи. Поэтому большинство Катюш ставили на грузовые авто.

ЗИС-6 / spectechnika.com

Первым автомобилем-носителем такой ракетной установки стал русский ЗИС-6, сделанный на основе ЗИС-5 (формула 4х2). Данный четырехтонный грузовой автомобиль с колесной формулой 6х4 имел прекрасную недолговечность и совместно с быстрой установкой обрел «боевое крещение» 14 августа 1941 года в взятом германцами городке Рудня.

На одной из центральных площадей этого города сконцентрировалось множество германской боевой техники. С крутого края речки Небольшая Березина авто ЗИС-6 с ракетной установкой БМ-13 отметил сильный удар по противнику. Когда притихли залпы установки, один из солдат затянул распространенную тогда песню Катюша. Отсюда, по распространенной преданию, и случилось всенародное наименование БМ-13.

ЗИС-6 / Deutscher Friedensstifter @ flickr.com

Катюша ставилась не просто на ЗИСах. Очень многие машины, которые поставлялись СССР по ленд-лизу (преимущественно британские и североамериканские) также применялись как автошасси для «Катюш». При этом самым глобальным владельцем этого оружия стал как раз североамериканский Studebaker US6 – первый во всем мире грузовой автомобиль с 3-мя основными мостами.

За собственную историю Студебекер был во всех местах Земли, однако, по драматичности судьбы, на территории Соединенных Штатов никогда в жизни не применялся. Студебекеры были наиболее популярными автомобилями, поставлявшимися СССР по ленд-лизу. За долгое время битвы СССР обрел 200 миллионов US6.

Studebaker US6 / militaryimages.net

Североамериканский грузовой автомобиль благодаря абсолютному приводу мог расхвастаться отличной проходимостью и грузоподъемностью, что рентабельно различало его от русских братьев. Сравнивая с «трехтонкой» (ЗИС-5) Студебекер мог транспортировать на 2 тонны больше – при том, что американцы предложили не загружать его более 2-ух с половиной тонн. Кроме того авто мог одолевать незначительные речные броды, не опасаясь испортить жизненно-важные компоненты, в связи с тем что они имели повышенное размещение.

Благодаря всем этим качествам на Студер стали ставить улучшенную ракетную установку с индексом БМ-13Н. Помимо этого, Студебекеры применялись Русской Армией как стандартные грузовые автомобили, тягачи пушек, самосвалы и подъемные краны. Авто оказался так успешным, что определенные грузовые автомобили бесперебойно служили СССР до 1980-х годов.

Катюши / verdammtescheissenochmal @ flickr.com

На горизонтах СССР есть большое количество монументов «Катюше», но не все из них отвечают знаменательным прецедентам. К примеру, есть монумент «Катюше» на основе ЗИС-5, на который никогда в жизни не устанавливали данную установку, либо даже на основе ЗИС-150 – автомашине, которую начали производить после битвы. Разумеется, это делалось только с позиции патриотизма, так как «Студебекер» всегда был и оставался американцем. Все-таки, данный авто периодически снимали во многих русских кинофильмах про войну.

По бездорожью

В 1940 году армии США понадобился простой агентурный авто, который без особенных сил одолевал бы бездорожье. Выиграв в тендерном состязании, компания Willys-Overland Моторс продемонстрировала автомашину, отвечавшую всем этим условиям – Willys MА. После входа США во Первую мировую войну стартовало полномасштабное создание этого авто, в 1942-м организация Ford начала выпуск Виллисов, однако другой модификации – Willys MВ. С конвейеров Форда эти автомашины выходили под названием Форд GPW. К слову, из-за созвучия 2-ух первых букв индекса – Джи, Пи – и случилось наименование внедорожник, которое потом стало номинальным.

Willys MА / autoguru.at

С 1942 года по платформе ленд-лиза в СССР начали идти «Виллисы» различной версии. Авто прекрасно показал себя в критериях боевых действий. Исходя из семейства войск и боевой ситуации автомашина служила и как разведовательно-командирская, и как тягач пушек. На очень многие Виллисы ставили пулеметы и другое стрелковое ружье. Были автомашины и для медпомощи – в них ставились носилки. Была даже весьма удивительная версия авто – с Ж/Д колесами – для перемещения по рельсам.

Вэдовый авто имел 4-цилиндровый мотор размером 2,2 л, производительностью 54 л.с.. Предельная скорость составляла 104 км/ч. Однако все-таки ключевая цель кроссовера – это прохождение различного рода осложнений. Виллис с данным отлично управлялся и смело испытывал себя на бездорожье (мог одолеть брод глубиной до полметра, а определенные версии и до 1,5 километров). За долгое время битвы СССР обрел около 52 миллионов Виллисов.

Willys MВ / army.mil

Североамериканская автомашина стала необходимым ассистентом и любимчиком русских солдат, и одним из знаков Великой Российской. Во всемирном значении Виллис стал образчиком для образования легких, но зато крепких авто.

Собственные военнослужащие джипы были и в СССР. В начале января 1941 года русское правительство, смотря на североамериканские автомашины, доверило 2-м заводам – ГАЗ и НАТИ – подготовку простого, дешевого, а самое главное нетребовательного кроссовера. Спустя 2 месяца на боевом стрельбище прошли проверки 2-ух авто – ГАЗ-64 и НАТИ-АР.

ГАЗ-64 продемонстрировал итоги лучше соперника, однако основным было то, что его создание не требовало огромных финансовых и кратковременных расходов. Очень многие участки этого авто стояли на производимых автозаводом модификациях – хетчбеке ГАЗ-61 и грузовом автомобиле ГАЗ-ММ. Стоковое создание стартовало немедленно, и теперь в начале августа 1941 года со сборочного потока сошел первый русский кроссовер – ГАЗ-64.

ГАЗ-64 / autoclub-gaz.ru

До возникновения в русской армии североамериканского Виллиса, ГАЗ-64 был необходимым боевым ассистентом. Он мог без проблем одолевать крутые взлеты, слякоть, песок и дождь. По гладкой проезжей части автомашина развивала скорость до 90 км/ч, а по бездорожью – до 25 км/ч, что не был в состоянии сделать ни один другой русский авто.

В 1943 году автозавод спроектировал свежую модель кроссовера – ГАЗ-67 (обновленный вид ГАЗ-64). От собственного предка он различался расширенной колеей и повышенной подвеской. Также была повышена производительность мотора, но из-за повышенной высоты кроссовер растерял спортивные показатели, а предельная скорость понизилась до 88 км/ч.

ГАЗ-67 / W.Grabar @ flickr.com

В 1944 году ГАЗ-67 обрел определенные полезные перемены, затем ему был предписан индекс Б. Среди народа же он обрел собственные «индексы». Его с любовью именовали козлом, козликом, пигмеем, газиком, Чапаевым, блохой-воином, ХБВ (Хочу быть «Виллисом» и Иваном-Виллисом. Русский кроссовер на фронтах битвы продемонстрировал себя с самой лучшей стороны. Он был более непритязателен к горюче-смазочным источникам и более ремонтнопригоден, в отличии от его североамериканского брата Виллиса.

Захар и его бригада

Воистину легендарным грузовым автомобилем на битве был ЗИС-5. Среди народа он обрел наименования Захар, Захар Иванович, Трехтонка. По собственной долговечности ему не было одинаковых. Мотор размером 5,5 л без проблем запускался в любую погоду и был непритязателен к качеству топлива. При своем весе в 3 тонны на борт он мог брать еще столько же. Также нужно отдать должное проходимости Захара – при колесной формуле 4х2 грузовой автомобиль одолевал разные препятствия, и вел себя на боевом бездорожье почти как вэдовый авто. Внимание стоит эластичная станина ЗИС-5 – при наезде на осложнение она выгибалась, помогая авто проехать выпуклость более нежно. Предельная скорость этого грузового автомобиля составляла 60 км/ч. К 1941 году грузовые автомобили ЗИС-5 составляли половину боевого автомобильного парка СССР.

ЗИС-5 / W.Grabar @ flickr.com

В первые месяцы битвы множество авто было истреблено. Неполная призыв автомашин всенародного хозяйства на время решила дилемму, однако фронту и тылу незамедлительно необходимы были грузовики в огромных числах.

Для экономии источника грузовые автомобили ЗИС-5 начали делать предельно простой версии. Вместо стальной кабины устанавливали фальшивую, отсутствовали ведущие тормоза, также на грузовой автомобиль ставили всего одну фару (водительскую), а в течение определенного времени эти автомашины производили вообще без фар! На любом грузовом автомобиле автозавод сберегал 124 кг сплава.

ГАЗ-АА / W.Grabar @ flickr.com

На основе ЗИС-5 было сконструировано множество авто особого предназначения. Это и пожарные машины, и автобусы (которые получили наименования ЗИС-8 и ЗИС-16), и переносные типографии, и мясокомбинаты, снегоочистители и бронеавтомобили. За кабиной ЗИС-5 можно было повстречать большие прожектора ПВО, и зенитные артиллерии.

Однако самым часто встречаемым грузовым автомобилем в годы Второй мировой войны был ГАЗ – АА, среди народа называемый «полуторка». На самом деле, это была обновленная модификация североамериканского грузового автомобиля Ford – АА. Создание этого авто стартовало еще до битвы – в 1932 году. До 1933 года автомашины составляли из североамериканских машинокомплектов, но их качество не подступало для работы в наших автодорожных критериях. Эксперты Нижегородского автомобильного завода вписали ряд полезных перемен в ГАЗ-АА, и с 1933 года авто стали создавать целиком из русских комплексов.

ГАЗ-АА / W.Grabar @ flickr.com

В 1938 году авто обрел обновленный мотор размером 3,3 л производительностью 50 л.с., и стал зваться ГАЗ-ММ. Автомашина могла расхвастаться предельной скоростью в 100 км/ч, была стремительней собственного «коллеги» – ЗИС-5. А грузоподъемность была ниже вдвое, чем у «трехтонки». Отсюда и кличка – «полуторка».

В военнослужащие годы грузовой автомобиль лишился почти таких же участков, что и Захар. На ГАЗ-ММ устанавливали всего одну фару и 1 очиститель со стороны автолюбителя. Ведущие тормоза отсутствовали. Плоскости авто делали из стандартного кровельного железа. В задней части автомашины вместо 4-х часто устанавливали всего 2 колеса. Крышу и двери кабины производили из брезента, что было преимуществом: в случае возгорания, затопления либо обстрела авто из него можно было оперативно выскочить.

ГАЗ-ММ / denisovets.narod.ru

Эти на самом деле геройские машины первыми прошли по подмерзшему Ладожскому морю, чтобы доставить питание в блокадный Петербург. На обратном пути ГАЗ-ММ увозил людей, индустриальное оснащение и цивилизованные ценности. Однако далеко не у всех «полуторок» и Захаров была возвратная автодорога. Очень многие машины впадали под снег, уходя на дно Ладожского моря.

За долгое время битвы «полуторка» смогла покорить воинские сердца. Покорный мотор запускался с пол-оборота, впрочем, обычно ручным стартером, в связи с тем что рабочий аккумулятор на битве – редкое явление. Непритязателен двигатель был и к топливу. Топливо гасили любого качества – автомашина работала даже на керосине и спирте.

Германские автомашины

Определенные германские машины в техническом плане были на голову выше российских, и демонстрировали прекрасные итоги как на автодорогах Европы, так и в песках Африки. Однако, встретившись с критериями русского фронта, они обычно были меньше и беспомощнее российских автомашин.

Германские машины довольно часто требовали высококачественного техобслуживания, что в равнинных критериях снабдить было очень трудно. Тем не менее, после нескольких безуспешных усилий германцам все-таки удалось организовать выпуск более крепких авто.

Автозаводы – БМВ, Daimler-Benz, Форд, Hanomag, Horch и Опель – перешли к выпуску войсковых авто различного предназначения. Одним из основных требований немецкого правительства к компаниям было создание авто с заменяемыми главными узлами.

Опель Blitz / Alex Jilitsky @ flickr.com

Самым глобальным германским грузовым автомобилем был «Опель Блиц». Фашистская «трехтонка» производилась на автозаводе в Бранденбурге. На войсковых автомобилях стояли 3,6-литровые моторы производительностью 75 л.с.. На гладкой проезжей части грузовой автомобиль развивал скорость до 90 км/ч.

Опель Blitz производился в 2-ух версиях – заднеприводом 4х2 и вэдовом 4х4. Авто служил основой для автобусов, санитарных авто, переносных радиоканалов. Для войск SS были сделаны полугусеничные версии этого грузового автомобиля, которые назвали Maultier (в переводе с германского – ишак). В целях экономии веществ были произведены автомашины с деревянной кабиной, в Африку Опель Blitz направлялись вообще в ее отсутствие.

Фольксваген Экскурсионный тур 82 Kuebelwagen / Georg Schwalbach @ flickr.com

Творцом этого простого кроссовера стал Фердинанд Porsche, сколотивший его на основе известного Жука. После нескольких видов макетов в стоковое создание данный Фольксваген пошел в 1940 году.

Кроссовер весом всего 750 кг имел мотор размером 985 кубических см, выдававший 23,5 л.с.. С мая 1943 года на него начали ставить более производительный 25-сильный мотор размером 1,1 л. Заднеприводный кроссовер с колесной формулой 4х2 благодаря собственному простому весу и свободной торсионной подвеске прекрасно испытывал себя на бездорожье.

Фольксваген Typ 82 Kuebelwagen применялся преимущественно для перевозки собственного состава, но за время создания было произведено более 30 различных версий. Кроссовер возил боеприпасы, горючее, питание и лекарства.

Кузов авто был сделан из стандартных жестяных листов, вместо крыши – брезент, который без проблем накладывался. Двери тоже были сделаны из брезента. Сиденья для предельной безопасности солдат делались основательными и указывались K?belsitz, что переводится как «лоханки». С того времени все машины такого вида, независимо от формы кресел, стали зваться K?belwagen.

Данный кроссовер оказался одним из наиболее успешных германских авто. Благодаря его маленькой массе, два-три бойца без проблем могли поднять застрявшую автомашину. Русским и североамериканским бойцам также приглянулся K?belwagen. Американцы даже обменивали трофейные Фольксвагены у английских и французских солдат на «Виллисы», при этом Kubelwagen «стоил» 3-х Виллисов.

Horch 901 type 40 / Ude @ wikipedia.org

Однако все-таки самым распространенным германским кроссовером стал Хорьх 901. Авто владел неплохой проходимостью по бездорожью, и имел хорошую предельную скорость для тех пор – 90 км/ч. 2 топливных контейнера совместным размером в 110 л давали данной автомашине ходовой запас до 400 км.

На основе Хорьха 901 были сконструированы орудийные тягачи и машины радиосвязи. При этом германский кроссовер все-таки существенно проигрывал собственным соперникам – североамериканскому Виллису и русскому ГАЗ-67. Он требовал учащенного и высококачественного техобслуживания, достичь чего в боевых критериях было почти невозможно.Надо сказать, монументы ЗИС-5 и Виллису есть и в Киеве – первый стоит на Столичной площади, 2-й на Северной Борщаговке.

autocentre.ua

autocentre.ua

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий